Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802-1865)

Андрей Иванович Штакеншнейдер, выдающийся представитель историзма в русской архитектуре, оставил огромное наследие. Вдохновлявшийся готикой и «русским стилем», классицизмом и барокко, «помпейским» и «неогреческим» стилями, архитектор всегда творчески интерпретировал исторические прообразы, создавая собственные оригинальные постройки.

Генрих (Андрей Иванович) - внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, и младший сын Ивана Штакеншнейдера — владельца мукомольной мельницы на реке Пудость близ Гатчины, родился 22 февраля 1802 года.

Детство мальчика прошло в семейной усадьбе на мызе Ивановка, в доме, окруженном небольшим парком. Близкое соседство с Гатчинской резиденцией оказало благотворное влияние на болезненного и впечатлительного Андрея, любившего рисовать и строить игрушечные сооружения. По совету друзей отец решил отдать сына в Императорскую академию художеств.

В октябре 1815 года тринадцатилетний Андрей был зачислен «своекоштным» учеником, так как семья числилась иностранной и родители должны были оплачивать обучение сына. Штакеншнейдер смог учиться лишь до «четвертого возраста» и, не завершив курс обучения, оставил Академию в 1820 году. Молодому архитектору, учившемуся скромно, без наград и покровителей, пришлось самому искать свой путь в жизни и творчестве.

Первое время он исполнял небольшие заказы, а в 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. В 1825 году по ходатайству О.-Р. Монферрана юный Штакеншнейдер был определен в Комиссию о построении Исаакиевского собора рисовальщиком при главном архитекторе. Под руководством Монферрана Андрей Иванович участвовал в ряде проектов: выполнял рисунки устройства катафалков и всего траурного убранства Петропавловского собора по случаю погребения императора Александра I, а позже — императрицы Елизаветы Алексеевны, за что получил первую награду по службе.

В качестве помощника архитектора Штакеншнейдер был привлечен к переделке комнат вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце (1827-1828), а после ее смерти занимался устройством катафалка в Петропавловском соборе — это была его последняя работа на службе в Комиссии о построении Исаакиевского собора.

Павильон в виде античного храма, возведенный в 1828 голу в Монрепо — имении барона П. Л. Николаи под Выборгом, явился первой самостоятельной работой зодчего.

В конце 1831 года Штакеншнейдер уволился из Комиссии о построении Исаакиевского собора и выполнял частные заказы, среди которых — проект перестройки усадьбы графа А. X. Бенкендорфа Фалль под Ревелем, выполненный в модных тогда формах готики. Дом-замок великолепно гармонирует с романтическим пейзажным парком. Перестройка имения принесла архитектору первое признание. А.X. Бенкендорф, восхищенный работой мастера, рекомендовал Штакеншнейдера императору Николаю I, который, осмотрев усадьбу, заинтересовался творчеством молодого зодчего и привлек его к дворцовому строительству.

Поступив в ноябре 1833 года вновь на государственную службу, Андрей Иванович при дворе великого князя Михаила Павловича перестраивает принадлежащую ему дачу Долгорукова на Каменном острове: изменяет фасады и интерьеры, создает рисунки для живописного и лепного убранства. В послужном списке архитектора упоминается, что работы были произведены «с совершенным искусством, прочно и с соблюдением при этом экономии».

B 1834 году Андрей Иванович женился на М. Ф. Холчинской — дочери петербургского чиновника. В семье было восемь детей: четыре сына и четыре дочери. Штакеншнейдер был заботя лвым и любящим отцом: все дети получили хорошее образование. Старший сын Николай занимался в университете и одновременно в Академии художеств, стал архитектором.

В 1834 году, посте успешного исполнения программы Академии художеств — проект небольшого загородного дворца, Штакеншнейдер получил звание академика архитектуры и чин титулярного советника. В 1830-е годы архитектор получает заказы от коронованных владельцев: в 1835 году в «русском стиле» он строит ко дню рождения императора Николая I в Петергофе на берегу Запасного пруда Сельский домик (позднее названный Никольским), или «домик в русском вкусе», как называл его сам архитектор; в 1836-1837 годах составляет планы и проект дворца в Коломенском под Москвой, в соответствии с которым предполагалось создать ансамбль в формах древнерусской архитектуры на берегу Москвы-реки. Построив в петергофском парке Александрия, при въездах с большой дороги, две «караульни» в английском стиле, Штакеншнейдер составил проект пристройки столовой залы ко дворцу Коттедж, и перестроил существовавший дом в Знаменке.

Параллельно с этими работами Андрей Иванович возвел вокзал на станции в Павловске (1836; не сохранился), построил несколько дач в окрестностях столицы, дом барона Притвица в деревне Забалканской и домовую церковь в имении А. X. Бенкендорфа Фалль. В начале 1836 года архитектор был причислен к Департаменту уделов и в следующем году послан за границу «для усовершенствования» с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию, изучая различные стили и занося свои наблюдения в путевой альбом.

Возвратившись в марте 1838 года, Штакеншнейдер приступил к созданию проекта дворца для великой княгини Марии Николаевны и ее супруга — герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Эта работа — Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — завершила время исканий и открыла период творческой зрелости зодчего.

Мариинский дворец возвели всего за пять лет, в период с 1839 по 1844 гг.  Ансамбль Исаакиевской площади еще только создавался, но доминантой должен был стать собор. Архитектору приходилось с этим считаться. Для отлета фасада дворца зодчий использовал местный камень — песчаник, из которого выполнены все архитектурные детали — наличники, сандрики, карнизы. В центре здания находился удобный пологий спуск — пандус, заменившим ступени лестницы, — единственный образец такого рода в дворцовой архитектуре Санкт-Петербурга. Решение интерьеров дворца, отмеченное стремлением к комфорту, было высоко оценено современниками зодчего. За «особое искусство и отличные познания в архитектуре», обнаруженные при строительстве дворца, Штакеншнейдер получил звание профессора Академии художеств.

В 1839-1842 годах для тех же высоких заказчиков Штакеншнейдер возвел загородную резиденцию в Сергиевке под Петергофом. Сооруженное в «помпейском стиле» здание стало образцом нового типа дворцовой постройки. Здесь Штакеншнейдер одним из первых в России использовал приемы свободной асимметричной компоновки архитектурных объемов, согласованной с функциональным назначением постройки и рельефом местности. Работы в Петергофе составили существенный раздел в творчестве зодчего. Помимо прочего, по его замыслу формировался облик Колонистского и Озеркового (Лугового) парков, которые Штакеншнейдер украсил прекрасными павильонами. Архитектурный облик сооружений тонко сочетался с пейзажами.

Работы в Большом Петергофском дворце по сохранению интерьеров Растрелли дали архитектору возможность изучить приемы барокко.

В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность. С 1848 года — архитектор императорского двора. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму. Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы.

В Царском Селе

Первой работой зодчего в Царском Селе стало сооружение в 1845 году в Александровском парке Малой шапели, посвященной памяти безвременно почившей великой княгини Александры Николаевны, дочери императора Николая I, Адини, как называли ее в семье. Из переписки, сохранившейся в архиве, известно, что идея памятника в виде открытой капеллы принадлежала самому императору, который «шапель сию [...] желал иметь в том роде, как имеются в Италии по дорогам», выбрал место для нее и, приехав в Царское Село, «указал направление монумента».

К первым работам А. И. Штакеншнейдера в Царском Селе относится также оформление Красной столовой в Александровской дворце, название которой связано с предназначением интерьера в период царствования Николая I. По рисунку Штакеншнейдера, утвержденному императрицей в 1844 году, была исполнена ольховая панель под орех.

В 1844-1845 годах по рисункам Штакеншнейдера производили росписи плафонов в Александровском дворце и переделывалось убранство некоторых комнат на пояовине императора Николая и его супруги Александры Федоровны.

В 1848 году архитектор построил Розовую (Баболовскуто караулку), на месте, где в 1825-1846 годах стояли грандиозные ворота с двумя караулками и галереей, построенные А. Менеласом и сломанные по повелению Николая I в 1847 г..

В 1851 году Штакеншнейдер создает проект дома Е. П. Кочубей в Царском Селе. Спроектированный им особняк имеет удобны закрытые веранды, а в центре фасада — широкие окна, пропускающие много света. Служебный флигель выделен строгим фронтоном.

В 1856 году зодчий был вновь привлечен к работам в царскосельской резиденции: по Высочайшему повелению он отобрал; в Императорском Эрмитаже тринадцать картин для украшения потолков Большого Царскосельского дворца. Работы начались осеныо 1856 года.

В 1850-е годы Штакеншнейдеру уже не приходилось решать больших архитектурно-планировочных задач: заказы ограничивались оформлением интерьеров в Зимнем дворце, Малом и Старом Эрмитажах. В этих работах архитектор проявил себя искусным знатоком оформления интерьеров, автором интересных вариаций в рамках одного стиля, творцом оригинальных декоративных композиций.

В эти гожы годы Штакеншнейдер продолжал успешно продвигаться по службе:

  • в 1851 году он получил чин статского советника,
  • с 1854 года архитектор преподавал в Академии художеств.
  • с конца 1856 являлся архитектором высочайшего двора.
  • в 1858 — действительного статского советника
  • к 1858 году у него занималось более шестидесяти воспитанников.

Однако и в это время он продолжал проектировать и строить: в 1852-1854 годах под руководством Штакеншнейдера была построена часовня на Благовещенском мосту; в 1853 году по его проекту возвели иконостас в церкви Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Также зодчий исполнял частные заказы: так, он построил усадебный дом для Кушелевых в Лигово и спроектировал для них усыпальницу в Сергиевой пустыни.

Штакеншнейдер работал в разных уголках России: в Крыму над (сооружением дворца в Ореанде, в Новгороде — над возведением здания Дворянского собрания. В Тамбовской губернии по его проекту была построена усадьба герцогов Лейхтенбергских.

Последними выдающимися сооружениями Штакеншнейдера стал Николаевский дворец в Петербурге, возведенный в 1856 году и дворец великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, постройка которого была завершена в 1861 году.

Завершив в 1861 году отделку двух больших дворцов столицы — Ново-Михайловского и Николаевского, Штакеншнейдер продолжил проектирование усадьбы В. В. Апраксина в Орловской губернии. В 1863 году зодчий работал в Комитете по изучению различных систем вентиляции в зданиях. В 1864 году Штакеншнейдер исполнил последний свой проект — рисунок иконостаса для церкви в имении своего друга Я. И. Довголевского в Черниговской губернии.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года.  А. И. Штакеншнейдер был похоронен в Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Творчество Штакеншнейдера вобрало в себя все технические достижения и предшествующий опыт русского зодчества, его талант и огромное трудолюбие позволили глубоко изучить и использовать наследие русской и мировой архитектуры. В Царском Селе он строил немного, но вклад его уникален: архитектор дал свое «прочтение» стиля барокко, не копируя, но воплощая свое понимание темы: в отделке интерьеров искусно сочетаются роскошь и удобство, рационально используются разнообразные приемы.

 

Работы Штакеншнейдера в Царском Селе в хронологическом порядке:

 

Источники:

  • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
  • Петрова Т, А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1977
  • Шуйский В. К. А. И. Штакеншнейдер — ученик О. Монферрана // Краеведческие записки. Исследования л материалы. Вып. 5. СПб., 1997 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 10246 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!