Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Голубая гостиная Марии Федоровны (Парадная приемная)

 

Фотоальбом Голубой гостиной Марии Федоровны

На плане 29. Ныне несуществующий интерьер

 

 

Парадная Голубая гостиная (Парадная приемная) вдовствующей императрицы Марии Федоровны — одно из самых нарядных помещений на ее личной половине — располагалась между Приемной (Малой белой столовой) и Малиновым кабинетом (Библиотекой) хозяйки этой части дворца. Дверь на западной стене гостиной вела в Портретный зал парадной анфилады.

 

 

Работы по отделке интерьера по проекту В. Стасова продолжались с 1823 по 1825 год. Голубая гостиная стала одним из самых удачных и запоминающихся произведений придворного зодчего в Большом Царскосельском дворце.

Ее композиционное построение в принципе такое же, как и Малой приемной, но декоративные средства здесь богаче: вместо обоев использован голубой обивочный штоф, потолок не только расписан, но и обработан сильным рельефом в виде шести- и восьмиугольных кессонов с лепными и позолоченными порезками; рисунок рельефного орнамента на двери — арабески — гуще, люстра по своим формам пышнее и т. д.

Голубая гостиная была украшена живописным и скульптурным фризом, произведение Дж. Б. Скотти, который в эти годы находился в расцвете своей творческой деятельности,  и Демута-Малиновского и роскошным потолком в кессонах которого изображены тем же Скотти и его помощником Виги амуры с разными атрибутами.Две круглые гладкие печи расписаны академиком Антонелли.

Замечательный многофигурный фриз под потолком играет роль переходного звена от плоскости стены к рельефному потолку, смягчая их контраст. Он составлен из отдельных участков, разделенных гипсовыми гермами двух видов и в углах фигурами орлов в симметричных поворотах, вылепленных Демут-Малиновским.

Скульптор работал над фризом с июня по октябрь 1824 года. В договоре с архитектором В. П. Стасовым отмечалось, что «профессор Академии художеств Демут принимает сам на себя сделать в Царскосельский дворец для фриза гипсовые гермы и орлы по данной мере и рисунку сроком от сего числа в три неделе за три для них модели по 250 (750) рублей, а затем за остальныя с них шестнадцать штук по 50 р. (800 рублей)».  Кессонированный потолок Голубой гостиной был дополнен лепкой, а в углублениях восьмигранных кессонов Скотти изобразил в технике гризайли амуров на колесницах с различными атрибутами в руках.

 

Архив ГМЗ Царское Село

 

Уже сам по себе факт содружества трех выдающихся художников — Стасова, Демут-Малиновского и Скотти — определяет ценность этого произведения. Здесь все основано на глубоком композиционном и художественном единстве: и паркет, словно отражающий геометрический орнамент потолка, и белая с позолотой мебель, характер которой увязан с белыми дверьми, наконец, две круглые печи искусственного мрамора в углах с гирляндами и венками, написанными Брандуковым, и танцующими музами, выполненными Антонелли.

Кессоны на потолке и фриз исполнил Скотти, который первоначально и должен был написать здесь и в Большой приемной фризы, плафоны же оставались за Медичи. «Но как Медичи не брался в двух комнатах: Голубой приемной и Белой гостиной написать фризы, то и приглашен был Скотти расписать в обоих комнатах фризы, а чтоб не мешать работе в одних и тех же комнатах двух мастеров, то и самые плафоны». Фриз написан на сюжет истории Психеи и Амура, в кессонах потолка изображены свободные группы, парящие в облаках, в центре же потолка дана в перспективе балюстрада.

 

 

Украшением зала стали две угловые печи в виде колонн из белого искусственного мрамора с лепными деталями. Декор печей завершала роспись в виде танцующих девушек и юношей в античных одеждах» выполненная Д. Антонелли. Гирлянды на печах вызолотил X. Вольф, выполнивший и другие позолотные работы. Золотые блики росписи на печах кажутся как бы отблеском позолоты остального убранства. Чаши на печах выполнены из алебастра скульптором Трискорни. Таким образом, к созданию нарядного интерьера были привлечены известные мастера, многие годы работавшие под руководством В. П. Стасова.

 Из описи 1825 года и счета обойного мастера С. Шашина достоверно известно, что стены гостиной были обиты «французскою шелковою голубою с белым материей». Такой же тканью была оформлена мебель, что соответствовало одному из непременных правил пространственного и цветового решений ампирного интерьера — применению однородных тканей для обивки стен, мебели и для оконных драпировок. Эта ткань сохранилась на двух креслах и двух стульях из Парадной Голубой гостиной, вывезенных в эвакуацию в годы войны.

 

Санкт-Петербург. Мастерская А. И. Тура. По эскизам В. П. Стасова. 1824. Сосна, ткань; резьба, окраска, золочение. 99 х 50 х 50 (стул); 99 х 58 х 47 (кресло) Поступление, из исторической коллекции. Инв. № ЕД-214-V (стул), ЕД-217-V (кресло)

 

Большой комплект предметов, состоявший из двух диванов, 10 кресел, 6 стульев, двух «трюмо до полу», двух восьмиугольных преддиванных столовв и плевательниц, был выполнен в петербургской мастерской А. Тура, с которой Стасов сотрудничал постоянно, за три с половиной месяца, с мая по август 1824 года. Новая мебель была окрашена в белый цвет и декорирована резными позолоченными деталями. Преддиванные столики покрыты досками синего стекла работы императорского стекольного завода начала XIX века.

Окраска древесины — экономичная имитация "французского лака" — широко использовалась при изготовлении мебели для дворцовых интерьеров наряду с красным деревом, тополем и карельской березой. Гарнитуры белого цвета в 1820-х годах пришли на смену полностью вызолоченной мебели предшествующего времени и предназначались исключительно для парадных помещений. Сочетание белых плоскостей, позолоченных резных детален и цветной обивки усиливало нарядный облик мебели, соответствующий торжественности ампирного интерьера, в декоративном решении которого белому цвету отводилась одна из главных ролей.

В годы войны отделка и значительная часть предметов из убранства Голубой гостиной были уничтожены. Из мебели сохранились лишь два стула и два кресла.

Сейчас комната используется ка квыставочный зал, в котором экспонируются мемориальные вещи бывших владельцев.

 

   

 

Источники: 

  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Екатерининский дворец-музей и парк в городе Пушкине. Л., 1940.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор — составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • А.Бенуа "Царское Село во времена Елизаветы Петровны", 1910 г. 129 с. 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6180 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!